Когда я работала в концертно-событийной сфере, бывало замечала, что многие разговоры в компании моих коллег и друзей сводятся к тому, как много работы, как мы многозначны, как любим все делать быстро и раздражаемся, если ничего не успеваем. Что мы будто «едем на велосипеде, который горит, ты горишь, все горит и вообще ты в аду». Чуть глубже взглянув в себя, я вдруг поняла, что за всем этим скрывается следующая история: гляди, какая я трудолюбивая, какая быстрая, а значит хорошая и заслуживающая восхищения. А ещё: «Не смей мне говорить, что я что-то не доделываю, плохо стараюсь, ведь смотри, как много я работаю».
Сейчас я профессионально практикую психологию и часто встречаюсь с раздражением клиентов из серии: «Почему все так медленно? А где результат?». Но я знаю, что «быстро» чаще вредит личности: если снести все привычные защиты, на что опираться? Сперва необходимо нарастить новые, а это далеко не сиюминутный процесс. Более того, время такой же важный ресурс. Если вложить его в работу над собой, то будет уже сложнее обесценить свои достижения и вернуться к устаревшему, неэффективному поведению.
В 1982 году американский врач Ларри Досси ввел термин «невроз времени», обозначив им болезненное переживание, когда кажется что «время уходит, его не хватает, нужно жать на педаль все сильнее, чтобы не отстать».
Движение Slow Life родилось как реакция на изматывающие требования цивилизации достигать большего, делать быстрее, всё и сразу. Началось все с итальянцев, знающих толк в удовольствиях. Еще в 80-х, когда на исторической площади Рима планировали построить McDonald’s, жители города (сначала в шутку) сказали: «Если есть философия быстрой еды (fast food), то почему бы не продвигать идею медленной (slow food)?». Потом появился манифест движения Slow Food. Ключевыми принципами стали «качество продуктов и вера в право на удовольствие». Если убрать привязку к еде, то разве ни к этому мы все стремимся? К высокому качеству жизни, нашему праву на «хочу» и наслаждение. Нам часто кажется, что только достигнув чего-то, завершив много работы, возможно организовать себе такую жизнь, но совсем наоборот — это то, что происходит сейчас.
Slow Life не предполагает, что вы делаете все со скоростью улитки. Это про то, как выбирать свой темп, как менять его в зависимости от ваших предпочтений и внутреннего ритма. Например, кто-то от природы ближе к семейству гепарда. И если этот кто-то хочет почувствовать, как его вжимает в кресло авто и как гудит в ушах, то он поедет на скоростную магистраль, а не за город, наблюдать за тем, как осенние листья кружат вокруг машины.
Также замедление предполагает смещение фокуса внимания с итога на процесс. Потому что если вы очень сильно вожделеете результат, то все имеющиеся (и отсутствующие) у вас силы и ресурсы будете пускать на его достижение. Но как говорил предприниматель и инвестор Уоррен Баффет: «Вы не можете родить ребенка за один месяц, сделав девять женщин беременными». Согласитесь, миллиардеры понимают толк в результатах. Постоянная фиксация на конечной цели приводит к эмоциональному выгоранию, регулярным срывам на пути, да и результат не всегда получается качественным. Результат важен, но в большей степени наша жизнь — процесс, а итог у нее всегда один.
Фото: @fannyamandanilsson
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ